Главная » 2018 » Февраль » 6 » Эдуард Ахпателов: Проблемы практической реализации нормы по утилизации ПНГ неизбежно породят субъективизм со стороны надзорных органов
21:30
Эдуард Ахпателов: Проблемы практической реализации нормы по утилизации ПНГ неизбежно породят субъективизм со стороны надзорных органов
Тюмень. В конце апреля Минприроды России опубликовало новую версию проекта постановления Правительства РФ «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», предусматривающего ужесточение санкций за сжигание ПНГ и корректирование порядка расчета показателя сжигания. По мнению разработчиков документа, применение повышающих коэффициентов будет стимулировать недропользователей к инвестициям в проекты по полезному использованию ПНГ, а также заставит их оборудовать все факельные установки узлами учета. Однако некоторые эксперты, считают, что в новой редакции закона не учтены технологические особенности добычи и утилизации данного сырья, что неизбежно может привести к новым трудностям в части соблюдения норматива 95% утилизации ПНГ, а так же активизации коррупции. За разъяснением ситуации Агентство нефтегазовой информации обратилось к главному научному консультанту ГП ХМАО "Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В. И. Шпильмана" Эдуарду Ахпателову.

- Эдуард Александрович, на первый взгляд, новый законопроект призван только активизировать деятельность нефтяных компаний в части утилизации ПНГ. Почему же он вызывает ряд опасений со стороны специалистов в области учета нефти и газа?
- Наша система не готова к реализации данной нормы, поскольку в настоящее время мы не имеем доказательной базы и соответственно достоверного учета извлекаемых из недр не только попутного газа, но и нефти. Сам по себе норматив по утилизации ПНГ очевидно необходим, поскольку рациональное использование и охрана недр и окружающей среды – это весьма актуальные проблемы. Однако вводимая норма степени утилизации ПНГ не обеспечена практикой и технологией. Для реализации данной меры должны быть созданы необходимые условия. Я уже не говорю о существующих условиях утилизации ПНГ на практике. У крупных нефтяных компаний, с достаточно обустроенными месторождениями дела обстоят лучше, нежели у малых предприятий, разрабатывающих отдаленные и малопродуктивные участки недр. Для малых и, по-видимому, средних компаний введение данной нормы вызовет большие затруднения. Плюс ко всему доступ в газотранспортную магистраль в нашей стране монополизирован Газпромом.
Перечисленные проблемы практической реализации нормы по утилизации ПНГ неизбежно породят субъективизм со стороны надзорных органов в оценке выполнения данной нормы и соответственно начисления сумм штрафов, что может привести к банкротству малых и средних предприятий или их поглощению крупными компаниями.

- Существует ли мировой опыт, который можно было бы адаптировать и применить к российской системе недропользования?
- Конечно, есть. Он нарабатывался десятилетиями. В частности, Норвегия очень осторожно и рационально использует свои ресурсы. Попутный нефтяной газ - это очень ценное сырье. Наладив систему его утилизации, государство делает серьезный шаг не только в части охраны окружающей среды, но и развития экономики. Что касается России, то ГОСТ Р 8.647-2008 «Метрологическое обеспечение определения количества нефти и попутного нефтяного газа, добытых на участке недр» до сих пор по существу не применяется. Наладить систему по утилизации ПНГ в нашей стране мешает целая совокупность факторов. В первую очередь то, что национальный стандарт по оснащению газовых линий устройствами учета носит добровольный характер. Поэтому как такового учета не ведется.

- Какие меры, на Ваш взгляд, обеспечили бы нормальное функционирование системы учета и утилизации попутного нефтяного газа?
- Здесь необходим целый комплекс мер. Во-первых, обеспечить доступ к газовой трубе, принадлежащей Газпрому. Второе - обеспечить доказательную базу достоверного учета извлеченных из недр полезных ископаемых и утилизации ПНГ. И третье условие – усовершенствовать налоговую систему. Если у государства действительно есть интерес в части охраны окружающей среды и рационального использования ПНГ, оно должно стимулировать компании к достижению соответствующего уровня утилизации ПНГ, например, перейти от фискального к дифференцированному налогу на добычу полезных ископаемых и упростить доступ к газотранспортной магистрали.

- Один из ведущих недропользователей региона и страны – ОАО Сургутнефтегаз, насколько известно, уже добился неплохих результатов в части утилизации ПНГ. Как обстоит дело с другими компаниями, работающими, в частности, в ХМАО-Югре?
- Сургутнефтегаз – ответственный недропользователь. Еще до введения норматива по утилизации ПНГ на уровне 95%, компания уже интенсивно занималась этой работой. В том числе уделяло большое внимание бурению и обустройству месторождений. Что касается остальных недропользователей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, ситуация оставляет желать лучшего. Газ сжигают в больших количествах. При этом сегодня отсутствуют достоверные данные о фактических объемах извлеченного из недр и сжигаемого ПНГ компаниями, поскольку газовые линии не обустроены сертифицированными счетчиками учета.

- Если бы упомянутый ГОСТ Р 8.647-2008 был обязательным, это позволило бы в какой-то мере решить проблемы учета и утилизации?
- Да, но именно в какой-то мере. Потому что, первое – нужно учитывать погрешность, второе – обеспечить стандартизированное оснащение, третье – наладить саму систему учета, и повторюсь - усовершенствовать налоговую базу и обеспечить доступ в систему Газпрома. Поэтому должен быть комплексный подход. К примеру, у мелкой нефтедобывающей компании объем сжигаемого газа незначителен в соответствии с объемом добываемой нефти. Представьте, какие они должны нести затраты для того, чтобы утилизировать газ. Конечно, есть различные выходы. Многие компании пошли по пути создания собственной энергогенерации. Устанавливают на нефтепромыслах небольшие ГТЭС, работающие на попутном нефтяном газе.

- Существует мнение, что данные малые электростанции так же наносят ущерб окружающей среде, меньший, чем от сжигания ПНГ, но все-таки.
- Вся электроэнергетика за исключением гидроэлектростанций наносит определенный вред атмосфере. Тут нужно выбрать какое из зол меньше. К примеру, электростанции, работающие на угле, практически равноценны по нанесению ущерба окружающей среде сжиганию ПНГ. В этих вопросах должны учитываться и экономические, и социальные аспекты, природоохранные мероприятия.

- Возвращаясь к штрафным санкциям, правильно ли я понимаю, что вводимые меры могут свести работу мелких компаний на нет?
- Очень может быть. Это зависит от той нагрузки и того давления, которые будут на них оказывать. Если штрафы будут сопоставимы с доходами, то им будет проще прекратить свою деятельность, чем постоянно нести убытки. Безусловно, в первую очередь пострадают малые компании, удаленные от развитой инфраструктуры.

- Если говорить о Ханты-Мансийском автономном округе, каким образом компании смогут утилизировать ПНГ, кроме создания собственной энергогенерации?
- Это уже вопрос государственной стратегии развития экономики ресурсодобывающих регионов. Что касается ХМАО - Югры – его экономика гипертрофированно ориентирована на добычу ресурсов. Для повышения уровня утилизации ПНГ кроме развития малой энергетики необходимо, на мой взгляд, больше внимания уделять развитию нефтегазопереработки и нефтегазохимии.

- Спасибо, Эдуард Александрович, за интересную беседу.
Просмотров: 31 | Добавил: hasskabmya1987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728